При правильном режиме дня, уходе и воспитании у малышей первого года жизни преобладает активное поведение, положительные эмоции: малыши часто улыбаются, смеются, идут на контакт. Они легко засыпают и хорошо едят.
Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы. Однако для матышей первого года жизни имеется крайняя неустойчивость состояния возбудимости. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения режима) ребенок приходит в состояние повышенного возбуждения (кричит, упрямо выполняет запрещенные действия) или. наоборот, становится вялым, безучастным (перестает играть, сидит, ничего не делая). Такое поведение свидетельствует о временном понижении возбудимости нервной системы.
Повышение и понижение возбудимости у маленьких детей наблюдаются очень часто.
Каковы же причины нарушении возбудимости? Заболевания являются причиной изменения поведения малышей, так же, как и у взрослого человека. Ребенок становится либо раздражительным, либо вялым, казалось бы, без видимой причины, поскольку изменение возбудимости нервной системы у малышей начинаются до того, как заболевание начнет проявляться.
Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ребенка также является причиной нарушения поведения ребенка. Голод, недостаточный и беспокойный сон, неудобная одежда, мешающая движениям, небольшие опрелости все это может служить поводом для возникновения повышенной раздражительности или вялости малыша.
Отсутствие условий для активной деятельности, в частности для движений, а также недостаточное общение с мамой или папой способствуют однообразию впечатлений, снижают настроение и также могут приводить либо к повышенной возбудимости, либо к вялости малыша.
Кроме того, нарушение поведения ребенка может быть связано и с неправильными элементами воспитания: отсутствия единства во взгляде на методы воспитания у родителей (один родитель запрещает что-либо делать, другой разрешает, и наоборот), частые запреты со словом «нельзя», насильственные прекращения каких-либо действий, которыми малыш был увлеченно занят, без предложения какой-либо альтернативы.
Часто к малышу прогрессивные родители предъявляют слишком высокие требования, стараются применить суперсовременные методики воспитании. В результате непосильной умственной и физической нагрузки у малыша наступает утомление.
Утомление и его причины
Утомление — это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка. Психически оно ощущается как чувство усталости. При утомлении происходят изменения высшей нервной деятельности; падение работоспособности и нарушение возбудимости нервной системы.
О наступившем утомлении можно узнать по изменению обычного для данного малыша поведении, Эти признаки очень разнообразны у малышей раннего возраста; нарушается координация движений, особенно движений руки: появляется общее двигательное беспокойство с характерным плохим всыпанием или плачем, который ничем не обусловлен. Может быть, напротив, вялость и безучастность, замедление движений, нарушение внимания. Вредные привычки (сосание пальцев или соски), с которыми малыш уже расстался, могут восстановиться.
Быстрота наступления утомления не является постоянной, а зависит от ряда условий: индивидуальных особенностей малыша, характера деятельности (однообразие); от отношения малыша к данному занятию (отсутствие интереса).
К утомлению может привести длительное по отношению к привычному режиму бодрствование; недосыпание, неполноценный сон (в условиях повышенного шума и света, а также с использованием соски и частою ночного высаживания на горшок); однообразие движений и игра одними и теми же игрушками.
Что же делать?
Поскольку утомление развивается в результате превышения работоспособности нервной системы, необходимо обеспечить малышу своевременный отдых. Отдых достигается путем обеспечения сна или смены вида деятельности (например, прогулки) в зависимости от причины, вызвавшей утомление.
Пассивный отдых в виде, например, сидения или лежания для малышей первого года жизни неприемлем — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят (в рамках бодрствования, разумеется). Ребенок может целый день быть в движении и не уставать.
Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния для своевременной коррекции: достаточного и полноценного сна, своевременной смены вида деятельности (прогулки, смена игрушек, самостоятельная игра малыша).
Читайте также: Начало раздела - Здоровье малыша, все о росте и развитии малыша | Почему малыш плачет? | Как собрать анализы? | Кишечные колики | Апноэ | Срыгивание | Повышение температуры | Запор у малыша | Понос, диарея | Болят ушки | Еще о прививках | Проблемы мальчиков | Зубки у малыша | Анализ крови | Ретинопатия недоношенных | Стафилококк | Вес у грудничков | Малыш и домашние животные | Шкала Апгар | Сердце малыша | Паровые ингаляции | Небулайзер, холодные ингаляции | Герпес у малыша | Лечение малыша до 1 года | Лечение малыша от 1 года до 3 | От четырех до шести лет |