Малыш первого месяца жизни большую часть суток спит и совсем мало времени бодрствует. Однако время бодрствования, пусть даже очень небольшое, нужно использовать максимально для развития малютки.
Для развития зрения, слуха и положительных эмоций, начиная с 2—3-недельного возраста, с малышом нужно ласково разговаривать во время переодевания, купания, подготовки к кормлению и бодрствования, при этом стараться, чтобы он видел ваше улыбающееся лицо.
Следует вызывать у ребенка реакцию слежения за движением звучащей игрушки.
С 3—5-недельного возраста ребенка во время бодрствования следует несколько раз класть на живот — перед кормлением и через 30—40 минут после него. Чтобы малышу было удобно лежать, нужно подложить под грудку его руки, согнутые в локтях. Наклонившись над ребенком, разговаривать с ним, стараясь вызвать сосредоточение его взгляда на своем лице. Обычно, услышав голос, малыши приподнимают головку, смотрят на разговаривающего с ними человека и начинают улыбаться. Ни в коем случае нельзя оставлять малютку в положении лежа на животе без присмотра. При первых признаках утомления, когда малыш перестает приподнимать головку, необходимо повернуть его на спинку.
Время от времени нужно брать малыша на руки и держать вертикально, поддерживая одной рукой под фудь, другой — под ягодицы, и также разговаривать с ним, вызывая сосредоточение взгляда малыша на своем лице. Это укрепляет у него умение удерживать голову в таком положении и способствует развитию зрительных реакций в вертикальном положении.
Бодрствовать ребенок должен в кроватке, а с 3—4 месяцев — желательно в манеже. Не забывайте о гимнастике и массаже.
Когда малыш берет и удерживает предметы, погремушку ему дают в руки. Для развития умения брать игрушку из ваших рук надо приближать ее к ладони ребенка и вызывать активное стремление взять ее. Вкладывать игрушку в руку не следует.
С 4—5-месячного возраста перед лежащим на животе ребенком хорошо класть разноцветные тряпочки с тем, чтобы он вначале так же случайно, а затем и целенаправленно брал их, мял, рассматривал.
Если ребенок лежит на животе, игрушку кладут так, чтобы он мог ее достать. Можно положить одну-две игрушки прямо перед лежащим на животе малышом, чтобы он взял их в ручки. Затем положить те же игрушки сначала в одну, затем в другую сторону. Можно положить по одной игрушке в разные стороны — вы увидите, какую он предпочитает.
Для развития умения прислушиваться и умения слышать, воспринимать и различать звуки, необходимо, общаясь с ребенком произносить с разной интонацией звуки и слоги. Малыш прислушивается к голосу, следит за движениями губ и постепенно сам начинает произносить звуки.
Ласковый разговор, зов его на расстоянии, различная интонация голоса развивают у малыша умение слышать, прислушиваться, определять источник звука и его характер.
Для развития способности слушать музыку и прислушиваться к ней, уже в этом возрасте надо напевать ребенку мелодичные песенки или включать негромкую музыку.
Время от времени надо класть ребенка на живот и брать на руки — укреплять у него умение держать голову в горизонтальном и вертикальном положении и развивать стояние при поддержке под мышки. Если в 5—6 месяцев малыш сам не переворачивается на живот и все время лежит в одном положении, надо помочь ему перевернуться — можно постучать погремушкой с той стороны, в которую он переворачивается.
Читайте также: Начало раздела - Раннее развитие малыша | Песенки - потешки | Игрушки от 0 до 3 мес | Игрушки от 4 до 6 мес | Игрушки от 6 мес до 1 года | Занятия с 6 мес до 1 года | Обучающие занятия | Как развивается речь? | Малыш и другие дети |