Малыш начинает говорить не спонтанно. Этому предшествуют так называемые подготовительные этапы, свойственные каждому возрастному отрезку первого года жизни.
Подготовительный этап развития речи охватывает время с момента рождения малыша и продолжается до возраста одного года. Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речи.
С момента рождения у малыша появляются первые голосовые реакции — крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Через 2 недели можно уже заметить, что малыш начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. В конце первого месяца в ответ на эмоциональное общение на фоне улыбки у ребенка появляются отдельные гласные и гортанные звуки. В 2—3 месяца во время комплекса оживления отдельные звуки проявляются в виде гуления — своеобразного гукании («гу», «га», «гкх»).
Когда ребенок радуется, он произносит отдельные короткие звуки, которые к 4— 5 месяцам переходят в певучее гуление. Малыш в ответ на разговор взрослых, во время рассматривания игрушек и комплекса оживления много певуче гулит — как бы играет звуками и прислушивается к ним.
5-месячные дети во время бодрствования часто гулят, произносят разные гласные и согласные звуки, а затем начинают лепетать. Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых («агу-агу», «тя-тя», «ба-ба»). Во время гуления и лепета, когда ребенок прислушивается к произносимым им звукам и повторяет их, возникает самоподражание.
В лепете начинает проявляться разная интонация звуков. В 7—8 месяцам появляется интонация просьбы. Примерно в этом же возрасте развивается способность подражать слогам, которые произносит взрослый. Вначале малыш отвечает только на те звуки, которые имелись в их лепете («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ТЯ-ТЯ-ТЯ», «па-па-па» и др.).
К 9—10 месяцам малыш может уже подражать и произносить новые слоги, которые он ранее сам не произносил. Благодаря способности подражать обогащается лепет, в процессе которого упражняется артикуляционный аппарат. В 9—10 месяцев малыш во время бодрствования много звуков повторяет за взрослыми, а иногда и сам вступает в «общение». Он уже прислушивается к речи взрослых, умеет сосредотачиваться на называемых предметах, интересуется всем окружающим. Одним из условий развития понимания речи взрослого являются наличие контакта между взрослым и ребенком.
Первичное понимание слов проявляется в умении малыша находить взглядом в ответ на вопрос «где» неоднократно показываемый и называемый предмет. Малыш 6— 7 месяцев поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте. Образуется связь слова не только с предметом, но и с его местом. При повторных упражнениях у ребенка устанавливается прочная связь с самим предметом и через некоторое время, к 7—8 месяцам, Малыш начинает находить его по слову взрослого в любом месте. Однако эта связь с одним конкретным предметом, который ему показывали. В этом же возрасте, если проделывать простые движения руками ребенка, часто показывать ему и называть, то вскоре по одному слову, уже без показа может проделывать их («ладушки», «до свидания»). К этому возрасту ребенок уже четко реагирует поворотом головы, услышав свое имя.
К 9—10 месяцам понимание речи взрослого может быть настолько развито, что в ответ на предложение взрослого малыш находит глазами несколько знакомых предметов и производит некоторые элементарные разученные движения, например, отдает игрушку, находящуюся у него в руках.
В возрасте 9—12 месяцев все большее значение начинает приобретать развитие активной речи ребенка и понимание речи взрослого. Дальнейшее развитие подготовительных этапов активной речи заключается в том, что после 9—10 месяцев во время самостоятельной деятельности, а также в ответ на перекличку взрослого малыш начинает лепетать и подражать различным звукам речи окружающих, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Когда малыш лепечет, он просто играет звуками и слогами, придает им различное звучание и значение. Слоги становятся составной частью слова и основой для формирования его в том случае, когда взрослые, произнося их, придают определенное значение и вначале всегда связывают с определенным предметом или действием. К концу года ребенок произносит 4—6 простых слов, например, «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «дай», «ав-ав», «би-би». Отдельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить малышу средством общения с окружающими. При виде пищи ребенок начинает настойчиво произносить «ам-ам». Он говорит «дай-дай» и протягивает руку к игрушке, которую хочет получить.
В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года происходит дальнейшее понимание речи взрослых. Если при общении с ребенком часто показывают и называют различные предметы и действия, увеличивается количество понимаемых им слов. К концу первого года ребенок может усвоить имена окружающих взрослых и детей, названия животных, предметов и игрушек, с которыми он соприкасается.
С 10 месяцев надо объяснить малышу, где, например, у собачки носик, глазик, ротик, и просить ребенка (примерно 11-месячного возраста): «Покажи, где у собачки глазки?», «А где у мамы глазки?».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как корова мычит «му-му» — говорите вы малышу, который играет игрушечной коровой или смотрит книжку с ее изображением. Малыш при этом должен повторить: «Му-му». Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например, при виде кошки произносит «кис-кис», при виде собачки — «ав-ав», коровы — «му-му», курицы — «ко-ко».
При обращении к малышу следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дачьнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не только «ав-ав».
Если ребенок в 9—10 месяцев хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения. Для ребенка 10—11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер. Малыш может по предложению взрослого принести знакомые игрушки, которыми часто играет, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу тряпичную и пластмассовую и др.). Благодаря развитию подготовительных этапов речи усиливается контакт ребенка с окружающими. Он живо реагирует на обращенную к нему речь и сам обращается к взрослому с различными звуками. Настоятельно «требует», чтобы с ним общались, играли и удовлетворяли его желания. Речь взрослых, даже не обращенная к ребенку, часто отвлекает его от самостоятельной игры, и ребенок стремится вступить в контакт со взрослыми.
Иногда дети, произнеся первые слова, вдруг перестают говорить. Это происходит тогда, когда малыш слишком избалован тем, что вы понимаете его жесты и выполняете по ним его любые просьбы. В связи с этим, выпобуждаете малыша к «речевой лени». Что с этим делать? Сделайте вид что вы не понимаете малыша, побудите его произнести просьбу. Малыш поупрямится и заговорит. Если этого не произошло, не переживайте. Когда малыш пойдет в детский садик, ему необходимо будет выражать свои просьбы словами и общаться с другими детьми — придется заговорить!
Важно для родителей! Следует побеспокоиться, если:
• к концу первого месяца малыш не кричит перед кормлением;
• до начала четвертого месяца малыш не реагирует на слова, не поворачивает голову на голос» у него нет «комплекса оживления», когда вы с ним весело разговариваете или играете с ним;
• к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
• до начала восьмого месяца малыш не поворачивает голову к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет;
• к концу десятого месяца не машет ручкой «до свидания»;
• если до конца первого года жизни малыш не понимает обращенные к нему слова, не может показать, где у него носик, глазки, ротик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа «дай», «би-би», «ав-ав», не прислушивается к музыке.
В таких случаях необходимо обратиться к детскому психоневрологу за консультацией.
После подготовительного периода развития речи начинается этап становления активной речи. Он полностью зависит от того, насколько благоприятно прошел этап подготовки.
Это интересно! Детский лепет
В Англии среди молодых мамочек приобрели популярность курсы обучения младенческому языку — лепету и жестам, с помощью которых еще не умеющие говорить детки пытаются выразить свои желания. Однако педиатры не одобряют подобного увлечения: если постоянно общаться с ребенком на его уровне, он затормозится в развитии, потому что утратит стимул осваивать настоящую речь, да и слышать ее он не будет, ведь родители перешли на его язык! К тому же общеизвестно, что внимательная мамочка и без всяких курсов способна понять, что хочет ее дитя.
Читайте также: Начало раздела - Раннее развитие малыша | Песенки - потешки | Игрушки от 0 до 3 мес | Игрушки от 4 до 6 мес | Игрушки от 6 мес до 1 года | Занятия с малышом 0-6 мес | Занятия с 6 мес до 1 года | Обучающие занятия | Малыш и другие дети |