В период новорожденности и первых трех месяцев малыш начинает познавать мир с помощью органов зрения, слуха, осязания. Поэтому игрушки в этом возрасте должны развивать именно эти анализаторы.
Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах появляется у ребенка в 3—5 недель. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения первыми игрушками ребенка после выписки из родильного дома могут быть цветные кольца или 2—3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемых над его кроваткой поочередно, через каждые 2—3 дня. Для развития умения прислушиваться к звукам, определять их направление необходимо приобрести различные погремушки. В этот период малышу можно купить музыкальную карусель, убедившись, что она не издает резких звуков. Во время засыпания ее лучше снимать с кроватки, чтобы не мешать нормальному засыпанию.
Для ребенка до 3 месяцев игрушка должна быть самой простой, не шумной и легкой. Мягкие игрушки покупать ребенку до года не рекомендуется, поскольку в них часто скапливается пыль, а части (глаза, носик и др.) ребенок может откусить и подавиться ими. Игрушка должна быть яркой, но без изобилия цветов. Установлено, что для детей первого года жизни достаточно 4 цвета игрушек: желтый, красный, синий, зеленый. Вид яркой игрушки уже на втором месяце жизни вызывает радостное состояние, оживленные движения рук и ног (комплекс оживления).
В возрасте от 3 до 6 месяцев у малыша начинает развиваться координация движений. Он стремится взять и удержать погремушку. При покупке погремушек для малыша не покупайте слишком тяжелую — ребенку будет неудобно ее держать, кроме того, он может ударить себя, не удержав ее в руках. Звуки, издаваемые погремушкой, должны быть не очень резкими — малыш может испугаться громких звуков.
Начиная с первого месяца жизни, рекомендуется вешать над малюткой игрушку для рассматривания.
В возрасте 2—2,5 месяца игрушки для рассматривания вешают над грудью малыша на расстоянии не ниже 50 см. Низко подвешенная игрушка может вызвать у него косоглазие. Не следует вешать игрушку в коляске, в которой ребенок должен только спать на свежем воздухе.
Лучше вешать одну одноцветную игрушку, удобную для рассматривания (диаметром приблизительно 6—8 см). Не следует увлекаться разноцветными шарами и погремушками с множеством деталей. Нельзя допускать, чтобы все время висела одна и та же игрушка, время от времени игрушки следует менять. Однако слишком частая смена игрушек затрудняет развитие концентрации внимания. Все должно быть умеренно.
Игрушки следует подвешивать на прикрепленных стойках, высоту их изменяют в зависимости от возраста и развития ребенка. С 3 месяцев малыш может уже ощупывать игрушки и должен учиться захватывать их. Для развития умения целенаправленно достать игрушку ее вешают на расстоянии вытянутой руки. Игрушки должны быть удобны для захватывания: кольца с шариками и другие разнообразные подвески разной формы, величины и цвета. Для того чтобы ребенок получал различные тактильные ощущения, ему следует давать для ощупывания игрушки из различного материала.
В возрасте от 0 до 3 месяцев можно использовать следующие игрушки:
Цветной «мобиль» — подвижная конструкция с укрепленными на ней пластмассовыми фигурками. Способствует развитию зрения малыша, заставляет его фиксировать взгляд, стимулирует зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребенка, на нее подвешивается 2-4 игрушки, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
Воздушные шары. Они также способствуют развитию зрения (стимулируют зрительное сосредоточение) и координации движений. Воздушный шарик можно подвязать к ручке малыша. Со временем малыш установит взаимосвязь между движением своей руки и шарика.
Схематическое изображение человеческого лица. Малыш наделен способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, резиновые пищалки). К 3-му месяцу у ребенка формируется реакция локализации источника звука — малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Способствуют развитию координации движений и моторики. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
Мягкий яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком. Такая игрушка будет способствовать развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулировать слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку.
Игрушки из разных тканей (например, меха, фланели, перышек — для детей без аллергии и т. д.) развивают тактильную чувствительность. Не забывайте
их регулярно стирать!
Деревянные или пластмассовые кольца, закрепленные над кроватью. Помогут понять свои двигательные возможности, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой можно прикрепить кольца так, чтобы они были доступны для малыша. С их помощью малыш научится двигать полуоткрытой ладошкой по направлению
к предмету.
Читайте также: Начало раздела - Раннее развитие малыша | Песенки - потешки | Игрушки от 4 до 6 мес | Игрушки от 6 мес до 1 года | Занятия с малышом 0-6 мес | Занятия с 6 мес до 1 года | Обучающие занятия | Как развивается речь? | Малыш и другие дети |